Поговори со мной.
Развитие речи у детей.
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может описать самую простую картинку, о чем-то рассказать…»
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, объясняли, говорили – не ребенок. «Речистость» у всех детей разная: одних детей не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
КАКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?
1. Рассматриваете ли Вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
• какими словами, красками можно описать время года;
• назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только веселые слова;
• расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;
• играйте в игру «Хорошо – плохо»: что хорошего в Бабе Яге? Что плохого? Что хорошего в болезни? Что плохого? Что хорошего в дождике? Что плохого?;
• играйте в слова с противоположным значением( антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;
• играйте в слова, где меняется только один звук: почка- точка-дочка-ночка-кочка… ;
4. Предложите ребенку пересказать сказку,рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру «Найди ошибку» (В лес растут грибы. Шишки растут на березе. И т.д.)
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
ПОМНИТЕ! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун» сразу «скисает».