Меню сайта

 

Поговори со мной.

Развитие речи у детей.

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может описать самую простую картинку, о чем-то рассказать…»

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, объясняли, говорили – не ребенок. «Речистость» у всех детей разная: одних детей не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.

 

КАКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?

1.       Рассматриваете ли Вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.       Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать  последнее в нем слово.

3.       Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

•        какими словами, красками можно описать время года;

•        назови слово-предмет, слово-действие, слово-цвет, только веселые слова;

•        расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.;

•        играйте в игру «Хорошо – плохо»: что хорошего в Бабе Яге? Что плохого? Что хорошего в болезни? Что плохого? Что хорошего в дождике? Что плохого?;

•        играйте в слова с противоположным значением( антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.;

•        играйте в слова, где меняется только один звук: почка- точка-дочка-ночка-кочка… ;

4.       Предложите ребенку пересказать сказку,рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.       Играйте в игру «Найди ошибку» (В лес растут грибы. Шишки растут на березе. И т.д.)

6.       Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.       Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

ПОМНИТЕ! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун» сразу «скисает».