Плоскостопие – диагноз, с которым можно бороться
ПЛОСКОСТОПИЕ – ЭТО ДЕФОРМАЦИЯ СТОПЫ, ВЫЗВАННАЯ УМЕНЬШЕНИЕМ ВЫСОТЫ СВОДА, В СОЧЕТАНИИ С ПРОНАЦИЕЙ ПЯТКИ И СУПИНАЦИЕЙ ПЕРЕДНЕГООТДЕЛА СТОПЫ.
Проведение занятий по профилактике плоскостопия в условиях детского сада позволяет своевременно и эффективно устранять указанные ортопедом причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы.
Использование физических упражнений с лечебной целью является наиболее значимым фактором внедрения таких занятий в практику коррекционной работы детского сада.
Инструктор по физической культуре проводит обучение с детьми и предлагает родителям в домашних условиях закрепить полученные навыки ребенком.
Основная цель работы – научить детей, родителей и воспитателей, необходимыми знаниями и навыками по устранению дефектов нарушений осанки и плоскостопия.
Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинистые свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренний свод и развивается плоскостопие.
Внешний вид стопы:
- Определение длины пальцев – второй палец самый длинный – греческий тип, первый палец самый длинный – египетский тип. Оба типа свидетельствуют о предрасположенности к поперечному плоскостопию.
- Оценка положения стоп в и.и. стоя. Осмотр спереди, сзади, с внутренней стороны и со стороны подошвы.
- Оценка положения стоп при ходьбе.
Плантография – самый доступный методдиагностики ранних стадий плоскостопия.. Плантография – это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.
Для получения плантограмм необходимо иметь·
- Бумагу для плантограмм формата А-4.
- Вазелин или краски
ЗАДАЧИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
- Поддержание оптимального двигательного режима
- Укрепление мышечного корсета в целом
- Профилактика хронических заболеваний и травматизма
Задачи решаются в режиме дня
- Применение общеразвивающих упражнений, укрепляющих нижние конечности
- теплые ванны и массаж
- Ношение обуви на каблуке не более 1-2 см.
- Не носить обувь старших.
- Ношение обуви не узкой или просторной.
- Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом .
Наш опыт организации работы профилактической и коррекционной направленности свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений), с другой стороны – в преемственности различных его видов и форм.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, специальные тренажеры).
С помощью родителей изготовлены дополнительные приспособления для предупреждения плоскостопия («дорожки» из пришитых на ткани пуговиц, «колючие коврики», дорожки с различными по размеру наполнителями (вишневые косточки, гречка и т.д.). Оборудование и инвентарь комплектуются таким образом, чтобы в каждой группе они были разными и, меняя их, можно было разнообразить воздействия при наименьших экономических затратах.
Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание родителей на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физическими упражнениями, и дают соответствующие рекомендации на родительских конференциях и консультациях с практическим показом.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.
материал подготовлен воспитателем Ирхиной О.А.