×
Меню сайта

 

Плоскостопие – диагноз, с которым можно бороться

ПЛОСКОСТОПИЕ – ЭТО ДЕФОРМАЦИЯ СТОПЫ, ВЫЗВАННАЯ  УМЕНЬШЕНИЕМ  ВЫСОТЫ СВОДА, В СОЧЕТАНИИ С ПРОНАЦИЕЙ ПЯТКИ  И СУПИНАЦИЕЙ ПЕРЕДНЕГООТДЕЛА  СТОПЫ.

Проведение занятий по профилактике плоскостопия  в условиях детского сада позволяет своевременно и эффективно устранять указанные ортопедом причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы.
Использование физических упражнений с лечебной целью является наиболее значимым фактором внедрения таких занятий в практику коррекционной работы  детского сада.
Инструктор по физической культуре проводит обучение с детьми и предлагает родителям в домашних условиях закрепить полученные навыки ребенком.
Основная цель работы – научить детей, родителей и воспитателей, необходимыми знаниями и навыками по устранению дефектов нарушений осанки и плоскостопия.

Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинистые свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается ее внутренний  свод  и развивается плоскостопие.

Внешний вид  стопы:

  • Определение длины пальцев – второй палец самый длинный – греческий тип, первый палец  самый длинный  – египетский тип. Оба типа свидетельствуют о предрасположенности  к  поперечному плоскостопию.
  • Оценка положения стоп в и.и. стоя. Осмотр спереди, сзади, с внутренней стороны и со стороны подошвы.
  • Оценка положения стоп при ходьбе.

Плантография – самый доступный методдиагностики ранних стадий  плоскостопия.. Плантография – это методика получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния.

Для получения плантограмм необходимо иметь·      

- Бумагу для плантограмм формата  А-4.
- Вазелин или краски

ЗАДАЧИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

  • Поддержание оптимального двигательного режима
  • Укрепление мышечного корсета в целом
  • Профилактика хронических заболеваний и травматизма

Задачи решаются в режиме дня

  • Применение общеразвивающих упражнений, укрепляющих нижние конечности
  • теплые ванны и массаж
  • Ношение обуви на каблуке не более 1-2 см.
  • Не носить обувь старших.
  • Ношение обуви не узкой или просторной.
  • Постоянное внимание за правильной установкой стоп при ходьбе.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что наруше­ние этого фундамента обязательно от­ражается на формировании подрастаю­щего организма. Изменение формы сто­пы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следователь­но, на осанку и общее состояние ребен­ка. Недостаточное раз­витие мышц и связок стоп неблагопри­ятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к сниже­нию двигательной активности и может стать серьезным препятствием к заняти­ям спортом .

Наш опыт организации работы про­филактической и коррекционной на­правленности свидетельствует о том, что ус­пешная профилактика и коррекция пло­скостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заклю­чается, с одной стороны, в использова­нии всех средств физического воспита­ния (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических уп­ражнений), с другой стороны – в преем­ственности различных его видов и форм.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусмат­ривает наличие оборудования и инвен­таря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирова­ние сводов стопы (ребристые и наклон­ные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные ле­стницы, обручи, мячи, скакалки, массаж­ные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, специальные трена­жеры).

С помощью родителей изготов­лены дополнительные приспособления для предупреждения плоскостопия («до­рожки» из пришитых на ткани пуговиц, «колючие коврики», дорожки с различными по размеру наполнителями (вишневые косточки, гречка и т.д.). Оборудование и инвентарь комплектуются таким обра­зом, чтобы в каждой группе они были разными и, меняя их, можно было раз­нообразить воздействия при наимень­ших экономических затратах.

Поскольку важными условиями пре­дупреждения деформации стоп являют­ся гигиена обуви и правильный ее под­бор, воспитатели обращают внимание родителей  на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, на занятиях физиче­скими упражнениями, и дают соответст­вующие рекомендации на родительских конференциях и консультациях с практическим показом.

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возмож­но на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.

материал подготовлен воспитателем Ирхиной О.А.